Моделирование улучшения боковой устойчивости и управляемости
Реакция самолета на отклонение штурвала пилотом при включенном автомате бокового управления в канале элеронов. Рассмотрим модель быстрого бокового движения самолета по угловой скорости и углу крена (4.53) при наличии управляющих воздействий пилота на штурвал и включенном автомате бокового управления. Модель содержит уравнение состояния, уравнения выхода и входа, закон управления элеронами ручного контура и закон управления автомата бокового управления (7.37):
хбб (I) А66х6б (I) + B^6u)!6 (t),
Уб?(1) == х6б (t),
ufc(t) — A8f(t) + A53ABy(t), .
AS?(t) = D6p6Ax3(t),
A5^y(t) = D^yy66(t) + D£?yAx3(t),
В16-1сш. э, ЮШУ^*х,
Подставим уравнения выхода (7.41) и входа (7.42) и законы управления (7.43) и (7.44) в уравнение состояния (7.40) и выполним преобразование Лапласа при нулевых начальных условиях:
(pi -А« — BS6D^y)Y66(p) =B^(D£6 +D£Fy)Ax3(p).
Получим вектор передаточных функций системы «самолет-автомат бокового управления» в быстром боковом движении самолета по угловой скорости и углу крена на отклонение пилотом штурвала:
232
Ym(p)
(7.45)
Переходная матрица состояния быстрого бокового движения самолета при включенном автомате бокового управления
Решение уравнения (7.45) приводит к следующему виду передаточных функций:
к8.
I’- I’ll
г грАБУ 1
ДВУ кв* (кшз + k„J 5ДК где К"; = = k I + |
р[Тш, Р+1]
сравнению с демпфером крена. Постоянная времени Tffl при этом не меняется. Структурная схема замкнутой системы «само лет-автомат бокового управления» в канале элеронов (рис. 7.19) включает автоматический и ручной контуры.
lim [Ax3Wt; (p)l = Р“*0 |
На этапе быстрого бокового движения по крену при ступенчатом отклонении штурвала произойдет формирование нового установившегося значения угловой скорости крена
При кх = кш кшэ установившееся значение угловой скорости крена самолета с включенным АБУ будет равно значению этого параметра без
|
автоматики, т. е. АБУ сохраняет эффективность поперечного управления, компенсируя недостатки демпфера крена.
Ь, . )*/Т, |
1 і ^ <и *>п |
Переходный процесс по угловой скорости крена определяется следующим выражением:
Время переходного процесса t. ByHe отличается от времени переходного процесса t$K. ‘
Реакция самолета на отклонение педалей пилотом. Рассмотрим модель быстрого бокового движения самолета по угловой скорости рыскания и углу скольжения (4.23) при наличии управляющих воздействий пилота на педали и включенном автомате бокового управления. Модель содержит уравнение состояния, уравнения выхода и входа, закон управления рулем направления ручного контура и закон управления автомата бокового управления (7.34):
кбб(1) = Д«хбвМ + ®ббибб(0
Убв(0 =xM(t),
<(t) = A&£(t> + Л§ГЧ0,
ASE(t) = D^Ax„(t),
Д5ГО) = ОГЛхн(0,
Преобразование модели (7.48)-(7.52) приводит к получению передаточных функций самолета в быстром боковом движении самолета по угловой скорости рыскания и углу скольжения на отклонение пилотом педалей при включенном автомате бокового управления:
(pi — A*) Y„(p) = B^(D£, + D^)AXH(P),
V-Лпі,
war їй; — т^т-П — и» — — г -Г) = ФЙГ(Р)ВІ.(ВЬ + Dr).
AXH(p)
Переходная матрица состояния быстрого бокового движения самолета при включенном автомате бокового управления
Ф&БУ(р) ^pJ-AJ-1. (7.53)
Сравнив выражение (7.53) с выражением для переходной матрицы состояния быстрого бокового движения самолета без автоматики, при — 234
ходим к выводу об их идентичности. Это позволяет получить передаточные функции в следующем виде:
Сравнивая передаточные функции (7.54) и (7.55) с передаточными функциями самолета без автоматики в быстром боковом движении, приведенными в табл. 4.1, приходим к выводу о том, что их структура не изменилась. Включение автомата бокового управления с законом управления (7.34) изменяет лишь коэффициент усиления.
Проведем аналогичные исследования, если автомат бокового управления имеет закон управления (7.36). Тогда в модели (7.48)~(7.52) вместо закона управления (7.52) используем следующее уравнение:
Д5нВУ (t) = D&y Уя(0 + D^y Дх„(0, (7.56)
где Му]т =[кві 0].
Получим вектор передаточных функций в следующем виде:
war (р) = = (pi — А66 — Bh »&ІУ) -1 BMD& + ) =
Матрица переходных функций
Ф&БУ (Р) = (pi — А« — BkD&y) — 1 • (7.57)
Сравнивая выражение (7.57) с выражением для переходной матрицы состояния быстрого бокового движения самолета при включенном демпфере рыскания, приходим к выводу, что ФмБУ(р) = Фд^(р)- Это позволяет воспользоваться результатами параграфа 6.2 и получить следующие передаточные функции:
kC4T> + 1)
<а„
(Tg)2p2 + 2Tg6y^gBVp + 1
(ТАБУ)2р2 +2т*БУ^БУр+ J |
|
|
• ЯАБУ
где км«
К>ш, +
уАБУ _ уДР сАБУ _ рДР S P P *P “P ‘ vi |
|
||
|
Таким образом, автомат бокового управления в канале руля направления увеличивает коэффициенты усиления самолета по угловой скорости рыскания и углу скольжения по сравнению с демпфером рыскания. Постоянная времени Т^БУ и относительный коэффициент затухания Е,^БУ при этом не меняются. Структурная схема замкнутой системы «самолет-автомат бокового управления» в канале руля направления (см. рис. 7.19) содержит ручной и автоматический контуры.
На этапе быстрого бокового движения по рысканию при ступенчатом отклонении педалей произойдет формирование нового установившегося значения угловой скорости рыскания
1 я
При кХа = кга” установившееся значение угловой скорости рыскания самолета с включенным АБУ будет равно значению этого параметра без автоматики, т. е. АБУ сохраняет эффективность путевого управления, компенсируя недостаток демпфера рыскания.
Переходный процесс по угловой скорости рыскания определяется следующим выражением:
. к0> (кш. э + кХ..)Г 1
Дшу(р) =—————— —Ч 1………….. ………. х
^AbV
~~ TABV’ ———— — І,—————— 1
X е t sinful ~(^рБУ)2^д£у + arcsin^/l -(^БУ)2)JДхн.
Таким образом, включение автомата бокового управления в проводку управления рулем направления приводит к уменьшению колебательности процесса управления при сохранении эффективности путевого управления.